Жесткая экономия Jean Calvin (Жана Кальвина) и рождение швейцарской часовой промышленности.
Протестантская Реформация, начатая публикацией Мартином Лютером своих 95 тезисов против Римско-католической церкви, положила начало волне реформ, которая прокатилась по Европе и Новому Свету (Америки).
В Швейцарии Жан Кальвин стал лидером движения, реформировавшего не только церковное учение, но и город Женеву. Кто знал, что его пуританское влияние на город станет катализатором развития швейцарской часовой промышленности?
Крик Реформации «Sola Fide (Только вера) и Sola Scriptura (Только Писание)» Кальвин воспринял буквально, введя в Женеве законы, запрещающие роскошь. В 1541 году он запретил ношение украшений. В магазинах больше не могло быть заманчивого золота и бриллиантов, и ювелиры оказались в затруднительном положении. На помощь пришли беженцы из Франции и Италии, обучающие ювелиров изготовлению часов. Кальвин считал часы практичным инструментом и поэтому разрешил их производство и продажу, невольно создав лазейку. Это разрешение положило начало хваленой швейцарской часовой традиции, которую мы знаем сегодня. По иронии судьбы, подавление хвастовства привело к огромному процветанию Женевы. Непредвиденное последствие, которое преодолело железный кулак Кальвина.
Это новое ремесло породило целую индустрию, и в 1601 году эти мастера сформировали Женевскую гильдию часовщиков. Женевские часы отличались высоким качеством. Часы действительно были популярны, настолько популярны, что город Женева был переполнен конкурентами, и часовщики начали мигрировать на север, в регион Юра.
Это была буколическая территория славы. Фермеры усердно работали до сбора урожая, но затем сидели без дела из-за долгой зимы. Вдали от Женевы и нуждаясь в припасах, часовщики заручились помощью зимних ленивых фермеров. Когда они не могли заниматься сельским хозяйством, они могли производить детали для часов. Эта инновационная цепочка поставок продолжается и сегодня. Производители механизмов и поставщики запчастей разбросаны по всему региону Юра. «Долина часов» простирается от Женевы до Базеля и является домом для таких компаний, как Jaeger-LeCoultre, Girard-Perregaux, Piaget, Patek Phillipe и Rolex, и это лишь некоторые из них. Такие поставщики, как Dubois-Depraz, Renauld & Papi и Nivarox, поддерживают эти и другие компании. Географически мало что изменилось за столетия.
Многие думают о протестантской Реформации как о времени освобождения, но жители Женевы могут с этим не согласиться. Конечно, Кальвин обладал блестящим богословским умом, но его управленческие способности оставляли желать лучшего. Контроль над поведением других в религиозных целях противоречит индивидуальной ответственности, но в Женеве авторитаризм Кальвина действительно вдохновил швейцарскую часовую промышленность и привел к процветанию.
Автор: Макс Реддик.
- Комментарии