Часовщик Ming только что решил проблему с браслетом для часов, которую никто не мог понять.
Металл вечен, но никогда не подходит идеально. Кожа идеально облегает запястье, но трескается и мнётся. Десятилетиями часовщики принимали этот компромисс как основополагающий закон физики. Вы выбирали прочность или комфорт, но никогда и то, и другое.
Компания Ming полностью отказалась от этой возможности. Независимый часовщик разработал, по всей видимости, первый в мире браслет, полностью напечатанный на 3D-принтере из титана 5-го класса, состоящий из 1693 отдельных звеньев. Браслет струится, как кольчуга, но при этом выглядит как ваш любимый разношенный кожаный ремешок. Звенья не соединены штифтами. Никакие винты не скрепляют их. Вся конструкция, включая шарнирную застёжку, печатается как единое целое.
«Это ремешок или браслет. Мы пока не совсем уверены, что именно», — признаётся Мин, описывая Polymesh.
Цельная конструкция, не требующая сборки.
Процесс изготовления кажется невероятным, пока Мин не продемонстрирует сам браслет. В порошковой камере микроскопические частицы титана 5-й категории сплавляются слой за слоем с помощью точного лазерного спекания. «В отличие от традиционной сетки, где каждое звено изготавливается отдельно, а затем соединяется, все наши звенья, по сути, спекаются как единое целое», — объясняет он, сгибая браслет между пальцами. «Каждое звено печатается без какой-либо последующей сборки».

Компания Ming сотрудничает с Sisma SpA (Италия) и ProMotion SA (Швейцария) в этом технологическом прорыве. Титан Grade 5 и без того входит в число самых твёрдых металлов, поддающихся традиционной обработке. Печать титановым порошком повышает взрывоопасность и сложность процесса. Материал необходимо обрабатывать в среде инертного газа, поскольку титановый порошок бурно воспламеняется при контакте с воздухом.
Пряжка представляет собой ещё более необычную задачу. Традиционные браслеты крепятся отдельно изготовленными пряжками с помощью штифтов или винтов. Polymesh печатает всю конструкцию пряжки, включая то, что Мин называет застёжкой «складной системы», гибкое сочленение, штифт и шарнир, в рамках первоначального тиража. Сборка не требуется. Браслет выходит из порошковой камеры как законченный функциональный объект, требующий лишь быстросъёмных пружинных стержней для крепления к корпусу часов.

Некоторые внутренние зазоры составляют менее 70 микрон. Это приближается к пределу разрешения, которое лазерное спекание может обеспечить для титана. Процесс включает в себя несколько сотен слоёв спекания, после чего требуется финишная обработка для удаления межслоевых линий и поверхностных дефектов, чтобы обеспечить плавное соединение деталей.
Проблема, которую не смогла решить кожа.
Мин формулирует задачу дизайна просто: «Мы всегда задаёмся вопросом: а что, если? Что, если бы у нас был металлический браслет, который был бы таким же удобным, как кожаный ремешок, таким же гибким, эластичным и упругим, но без его недолговечности?»
Каждый, кто носит часы, знаком с этим разочарованием. Вы находите свой идеальный кожаный ремешок, который идеально разнашивается и раскрывает свой характер со временем. А потом он высыхает и трескается. Вы не можете купить другой, потому что производитель снял его с производства. Вы не можете запастись несколькими, потому что они испортятся, не изношенные, со временем потрескаются и высохнут, пока вы не вернётесь к прежнему состоянию.
Металлические браслеты решают проблему долговечности. Они служат десятилетиями, не изнашиваясь. Но при этом страдает качество естественного ношения. «Даже в самых лучших системах микрорегулировки всё равно приходится что-то делать вручную», — отмечает Мин. «Они не так плотно прилегают к запястью, как ткань или кожа».

Polymesh решает обе проблемы одновременно, действуя как гибридный материал. Он обладает, по его словам, жёсткостью и прочностью на разрыв металла, при этом обеспечивая большую свободу движений, чем традиционные браслеты или кожаные ремешки.
Семь неудачных экспериментов.
Процесс разработки показал, насколько незнакомой была эта производственная территория для команды Мин. Они начали с 3D-печати филаментом для прототипирования, создав приблизительные аппроксимации структуры связей из пластика. Более семи различных топологий потерпели неудачу, прежде чем была найдена геометрия, которая позволила успешно печатать и обеспечивать необходимые кинетические свойства.
Масштабирование представляло собой сложную задачу. «Переход между моделью 5:1 и даже моделью 3:1 совершенно отличается от перехода к реальному размеру», — объясняет Мин. То, что плавно соединялось в более крупных масштабах, заклинивало или ломалось при достижении конечных размеров. Команде, по сути, пришлось начинать заново несколько раз, изучая на дорогостоящих ошибках, как ведут себя частицы титана при слиянии в таких сложных геометрических формах.
Кольчуга, сделанная из лазерного луча.
Внешний вид сразу выдаёт его происхождение. Видна зернистая текстура, характерная для аддитивного производства, каждое звено демонстрирует лёгкую шероховатость сплавленных металлических частиц. «Он выглядит почти как тканая ткань», — говорит Мин, манипулируя браслетом, чтобы показать, как он отражает свет. «Он определённо похож на металл. Он струится, как очень, очень тяжёлая кольчуга».

Тактильные ощущения находятся где-то между текстильными и ювелирными изделиями. Браслет словно драпируется, словно текучая масса, но возвращается в исходное положение, если отпустить его. Можно увидеть, как волны искажения проходят по звеньям, когда он прижимает к ним пальцы, и металл деформируется и восстанавливается, словно ткань под натяжением.
Это свойство, схожее с тканевым, распространяется и на то, как браслет носится. Традиционные браслеты, даже сложные с микрорегулировкой, требуют активного использования в течение дня, поскольку запястье отекает и сжимается. Polymesh пассивно адаптируется к естественным изменениям тела, изгибаясь без каких-либо усилий со стороны владельца.
Опыт, который никто не может сфотографировать.
Мин признаёт фундаментальное ограничение демонстрации этого браслета через изображения или видео. «Чтобы ощутить и понять его, лучше всего увидеть его лично». Это не маркетинговый ход. Определяющая характеристика Polymesh — это его движение, а статическая фотография не способна передать его кинетические свойства.
Первые отзывы людей, державших прототип в руках, описывают его как тревожный в лучшем смысле этого слова. Когнитивный диссонанс от ощущения, что металл движется как ткань, создаёт сенсорный опыт, который рушит ожидания. Мозг понимает, что титан не должен себя так вести, но руки чувствуют, как это происходит.
Что будет дальше.
Цена Polymesh составляет 1500 швейцарских франков. Модель уже доступна в размере 20 мм у Ming и авторизованных продавцов. Версия шириной 22 мм находится в разработке. Бренд также планирует выпуск варианта из нержавеющей стали, который может решить некоторые проблемы с визуальной текстурой, если частицы стали будут сплавляться более чисто, чем титановые, в этом процессе.
Это настоящее изобретение, а не усовершенствование существующих подходов. Хотя 3D-печать уже нашла применение в производстве корпусов и компонентов часов, её использование для создания полностью шарнирного браслета с интегрированными концевыми звеньями и функциональной пряжкой, напечатанной как единое целое, выводит технологию на совершенно новый уровень. Polymesh не заменит традиционные браслеты тем, кто предпочитает полированные поверхности и традиционную металлическую отделку. Но для тех, кто готов использовать видимые производственные процессы в обмен на невиданные ранее ощущения от ношения, Мин создал нечто выдающееся.
Дизайнер Ming Thein.
Автор Винсент Нгуен.
Товары
- Комментарии

