Тачки и часы TAG Croco.
История TAG Croco.
На знаменитых торгах ArtCurial, как и ожидалось, глаз радуют мощные спорткары и шикарные классические модели. Но вот в углу скромно притулился настоящий «труженик полей» — зелёная, чисто сельскохозяйственная машина. Выглядит, скажем прямо, не самым эффектным образом. Никакого намёка на роскошь. А название? TAG Croco. TAG? Погодите-ка... Та самая компания, что была историческим партнёром McLaren в Формуле-1? Да, именно та самая! Вот это сюрприз!

Для большинства людей TAG — это в первую очередь часы TAG Heuer. И это верно, но лишь отчасти: часовой бренд был всего лишь частью большой империи.
В 1977 году предприниматель Акрам Оджех создал в Люксембурге холдинг TAG (Technique d'Avant Garde). Изначально это была финансовая структура для управления его активами. Характер основателя виден уже в первой сделке: в том же году он купил огромный французский океанский лайнер, чтобы почти сразу перепродать его норвежцам.
Группа компаний TAG была настоящим конгломератом:
TAG Aeronautics представляла в Европе интересы авиастроительной компании Bombardier.
TAG Aviation занималась лизингом бизнес-джетов.
Сам Оджех-старший выступал посредником в крупных международных сделках, например, между Dassault и ВПС Саудовской Аравии по продаже истребителей Mirage.
В начале 80-х бразды правления взял в свои руки его сын, Мансур Оджех. Именно при нём TAG вошла в мир Формулы-1, начав со спонсорства команды Williams.
Но настоящая игра началась, когда Рон Деннис переманил Оджеха-младшего в команду McLaren. TAG не просто стала спонсором, а полноценным акционером. Финансовая мощь группы сыграла ключевую роль: именно TAG спонсировала разработку легендарного турбодвигателя V6 компанией Porsche. А совместное предприятие TAG Electronics и McLaren стало ведущим поставщиком электронных «мозгов» для двигателей Формулы-1 того времени.
Часы появились в этой истории закономерно. В 1985 году TAG купила испытывавшую трудности часовую мануфактуру Heuer. Так родился бренд TAG Heuer, который благодаря сделке с McLaren получил один из лучших слоганов в истории: «Не сдавайся под давлением» — идеальная формула для гоночного спорта.

В 1999 году часовой бренд был продан конгломерату LVMH за огромные деньги, поставив точку в этой главе истории TAG.

Получается, что стратегия TAG была в чистом виде экономическим оппортунизмом — они искали любую возможность для прибыли, и история с вездеходом Croco — идеальное тому подтверждение.
Швейцарский заказ и призрачный шанс
В 1970-х швейцарская армия использовала компактные вездеходы Steyr-Puch Haflinger. К 1975 году их производство остановилось, и армия искала замену. Проблема была в том, что сам концерн Steyr-Puch находился на грани краха.
Вероятно, именно эта ситуация и привлекла внимание предприимчивых Оджехов. В 1983 году они основали в швейцарском Кагисвиле компанию Croco, чтобы создать новый внедорожник специально для этого тендера.
Технический уникум: швейцарский армейский нож на колёсах
Инженеры TAG создали не просто машину, а нечто уникальное:
- Двигатель: Использовался роторный двигатель Ванкеля от немецкой компании NSU.
- Привод: Полный привод на все четыре колеса.
- Конструкция: Передняя и задняя части машины, прикреплённые к осям, могли отсоединяться для облегчения транспортировки и ремонта.
- Амфибия: Croco был вездеходом-амфибией, где роль поплавков выполняли... его же собственные шины.
Провал в Швейцарии и «Ближневосточная» версия
Однако швейцарская армия усомнилась в эффективности этого технического дива и от заказа отказалась. Лишь итальянские и швейцарские лесные службы купили несколько экземпляров. Из-за отсутствия крупных заказов TAG свернула проект, выпустив всего около 50 машин.
Но существует и другая, гораздо более интригующая версия этой истории. Согласно ей, Croco изначально создавался в ответ на тендер для саудовской армии. Якобы Оджехи купили швейцарскую компанию именно для этого проекта. А закрыли его потому, что саудовские военные не проявили интереса.
Эта версия кажется весьма правдоподобной, учитывая, что семья Оджех постоянно пыталась стать поставщиками для военных Саудовской Аравии.
Остаётся лишь один логичный вопрос: зачем пустынной саудовской армии понадобилась амфибийная машина? Которая, к тому же, не защищает ни от палящего солнца, ни от песчаных бурь.
Этот проект так и остался странным и необъяснимым эпизодом в истории конгломерата TAG — похожим на авантюру, рождённую из чистой веры в то, что связи и деньги решают всё.

Обратите внимание, что это, похоже, конец пути TAG. Третье поколение Оджехов у руля холдинговой компании не стояло. Падение Рона Денниса привело к перестановкам в дочерних компаниях. McLaren Composites и TAG Electronics были объединены в McLaren Applied. После смерти Мансура Оджеха и трудностей McLaren Cars McLaren Applied была продана.
Что касается ArtCurial Croco, стоимостью 25 000 евро, он был продан за 29 800 евро.

Автор Joestf1
#ArtCurial #ВоенныйРетромобиль #TAGHeuer
Товары
- Комментарии
